Рефрижераторные установки (холодильно-отопительные установки — ХОУ)
История рефрижераторных устоновок
История авторефрижераторных установок началась ещё в далёком 1938 году в городе Миннеаполис. Некто Джо Нумеро, занимавшийся производством звукозаписывающий аппаратуры для кинематографа, играл со своим другом в гольф и тот пожаловался на свои проблемы при перевозке мяса цыплят, в то время для охлаждения перевозимого груза использовали лед и соль. Джо Нумеро заинтересовался проблемой и с помощью своего главного инженера, разработал и внедрил авторефрижераторную установку, она предназначалась для 24 футового полуприцепа. Силовой установкой был 4-тактный бензиновый двигатель. Сама установка располагалась под днищем полуприцепа и лишь позже переехала на привычное теперь нам место на передней стенке полуприцепа.
На сегодняшний день рефрижераторные установки представляют собой очень дорогие изделия, сопоставимые по стоимости с полуприцепами на которые их устанавливают. Что не удивительно, учитывая их электронную и механическую начинку. Ведущие производители постоянно ведут борьбу с лишним весом и внедряют всё более совершенные технологии.




Классификация авторефрижераторных установок
Установки различаются по типам перевозимых грузов, охлаждённые или замороженные. При перевозке охлажденных грузов требования более лояльные, так как допустимая температура перевозки находится в интервале 0 — +12 °С, а при перевозке замороженных грузов температура должна постоянно поддерживаться до — 25 °С и устанавливаются особые требования надежности, что не удивительно, если при перевозке охлажденных грузов установка выйдет из строя, то напитки придут к заказчику тёплыми, а вот если сломается рефрижератор перевозящий замороженное мясо, то весь груз придётся выкинуть на помойку. Поэтому требования к состоянию рефрижераторных установок и качество термоизоляции изотермического кузова стандартизировано и предписано проверять с определённым интервалом на станции технического обслуживания.
Европейская классификация ATP включает в себя три класса авторефрижераторов:
- Класс А — температура внутри фургона может варьироваться от 0 до +12 °С, при средней температуре наружного воздуха +30 °С.
- Класс В — температура варьируется между -10 °С и +12 °С.
- Класс С самый распространенный, диапазон поддерживаемых температур от +12 °С до -20 °С и ниже.
По принципу действия, рефрижераторные установки разделяются на системы аккумуляционного и машинного охлаждения.
Система аккумуляционного охлаждения состоит из эвтектических пластин, которые заполняются жидким раствором и замораживаются на стоянке при помощи внешнего источника питания. Основное применение этой системы, при выполнении внутригородских перевозок.
Машинное охлаждение основано на поглощении тепла при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот (как правило, используется хладон R-404A). Тепло поглощается внутри кузова и выделяется во внешнюю среду. Переход вещества происходит по замкнутому циклу состоящего из, компрессора, конденсатора, ресивера и блока испарителя. Также рефрижераторная установка может работать и на тепло, используя тот же замкнутый цикл.