Радиус разворота тягача с полуприцепом
У любого автомобиля, помимо мощности мотора, расхода горючего, других не менее важных показателей, есть такой параметр, как радиус поворота. Иногда в технической литературе можно увидеть диаметр разворота. Нужно понимать разницу между радиусами поворота, разворота и диаметром разворота.
Способы определения радиуса
Радиус разворота – это половина диаметра круга, который очерчивает автомобиль при маневрировании на полностью вывернутом до упора руле. Эти показатели обязательно должен знать каждый автомобилист. Так как водителям часто приходится ставить автомобиль на парковку, передвигаться в ограниченном пространстве, то стоит познакомиться с такими понятиями, как разворот на малом и большом радиусе. Чтобы вычислить диаметр, достаточно произвести несложные вычисления и умножить на два значение радиуса.
Нужно знать некоторые правила, чтобы правильно измерить R (радиус) и D (диаметр) («бордюр-бордюр» и «стена-стена»). При маневрировании автомашиной след, по которому проходит наружное колесо – это минимальный радиус при развороте «бордюр-бордюр». Однако при этом не учитывается длина свеса спереди и сзади (ометание), от которых зависит, насколько точными будут расчеты.
Более правильный и удобный для использования параметр – «стена-стена». При замерах таким способом в измерение входят препятствия, попадающие в зону наружных габаритов. Это значит, что если машина начнет разворачиваться, то может бампером задеть препятствия. Однако это далеко не все параметры, которые нужно учитывать, разворачиваясь на ограниченной территории. Дело в том, что при маневрировании автопоездом происходит смещение определенной части кузова вовнутрь радиуса.
Параметры для расчета радиуса разворота еврофуры
Если при выезде с парковки или при повороте на угол более 90° резко выкрутить руль до упора, можно задеть рядом стоящую машину. Для расчета радиуса, необходимого, чтобы совершить поворот грузового автомобиля, нужно определение наименьшего габаритного коридора. Этот показатель можно рассчитать, исходя из размера максимальной и минимальной окружности разворота автопоезда.
В качестве прототипов будем рассматривать автопоезда следующих габаритных размеров:
- MAN F-200019.403 FLT или европейская фура с габаритами 16,5 × 2,5 м;
- Тягач Mercedes-Benz Actors с полуприцепом СЗАП-8357А – габариты 19,8 на 2,5 м.
В таблицах представлены параметры и примеры автомобилей взятых для расчета:
Тип автомобилей |
Обозначение | Длина базы, м |
Общая длина, м |
Ширина, м | Передний свес, м |
Задний свес, м |
---|---|---|---|---|---|---|
Легковой автомобиль | ЛА (M1) | 2,90 | 4,90 | 1,90 | 0,90 | 1,10 |
Городской автобус | АГ (M2) | 6,20 | 12,0 | 2,50 | 2,75 | 3,05 |
Пригородный автобус | АП (M33) | 6,90/1,30 | 15,0 | 2,50 | 2,60 | 4,20 |
Сочлененный автобус | АС (M3) | 5,96/6,05 | 18,4 | 2,55 | 2,68 | 3,71 |
Грузовой автомобиль | ГА (N3) | 6,80 | 12,0 | 2,50 | 1,50 | 3,70 |
Автопоезд | А16 (N2 + O4) | 3,80/7,02 | 6,50 | 2,50 | 1,43 | 2,98 |
Автопоезд | А20 (N3 + 4) | 6,80/4,30 | 19,80 | 2,50 | 1.50 | 0.70 |
Расшифровка обозначений
- M1 — транспортное средство, которое помимо места водителя имеет не более восьми мест для сидения;
- M2 — транспортное средство, имеющее помимо места водителя, более восьми мест для сидения и полную массу, не превышающую 5 тонн;
- M3 — транспортное средство, имеющее помимо места водителя, более восьми мест для сидения и с полной массой более 5 тонн;
- N2 — транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, имеющее полную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн;
- N3 — транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, имеющее полную массу более 12 тонн
- O4 — Прицепы и полуприцепы, полная масса которых более 10 тонн
Значение радиусов разворота для описанных авто
Тип автомобиля |
Мин радиус поворота, м |
Мин внешний радиус, м |
Мин внутренний радиус, м |
---|---|---|---|
Легковой автомобиль (ЛА) | 6.55 | 6.85 | 4.42 |
Городской автобус (АГ) | 9.20 | 10.54 | 5.40 |
Пригородный автобус (АП) | 10.32 | 11.52 | 6.40 |
Сочлененный автобус (АС) | 13.12 | 14.21 | 10.10 |
Грузовой автомобиль (ГА) | 11.07 | 11.82 | 6.15 |
Автопоезд (А16) | 9.69 | 10.19 | 6.20 |
Автопоезд (А20) | 12.06 | 12.63 | 8.50 |
Необходимость расчетов
База полуприцепа оказывает основное влияние на радиус разворота тягача с полуприцепом. Поэтому, если сократить базу (опустить ленивец на европейских полуприцепах или подвинуть оси на американских полуприцепах), то радиус разворота станет меньше.
Для большегрузных автопоездов при маневре на поворотах нормы евростандарта:
- наружный радиус 12,5 м, внутренний ≥ 5,3 м;
- коридор, чтобы автопоезд вписался в поворот 7,2 м;
- минимальный наружный радиус поворота до 12,5 м
Так как в мировой практике перевозчики используют автопоезда, составленные из тягача с полуприцепом, грузовика или грузовика с прицепом, то, разрабатывая макеты автомагистралей, необходимо дополнительно выполнять компьютерное моделирование с учетом такого поворотного движения на пересечении трасс и перекрестков городов.
Американская конструкция тягача с полуприцепом (трака) имеет большой линейный размер, поэтому их маневренность в городских условиях ограничена. Этот транспорт отличается слишком крупными габаритами (длина более 20 м), поэтому, чтобы развернуть его на 90°, радиус приходится увеличивать вдвое по соотношению с еврофурами.
В городе американские тягачи с полуприцепами не способны передвигаться без нарушения ПДД. При движении и разворотах таких траков другой автотранспорт не может безаварийно передвигаться, в результате возникают опасные дорожные ситуации. Такое положение связано с тем, что траки имеют длину, не соответствующую европейским стандартам. Автовладельцы легковых машин должны держатся на удалении от американских тягачей, так как в противном случае рискуют попасть под удар при развороте тяжеловесов.
Примеры расчетов радиуса разворота автотранспорта
Если большегрузный транспорт длиной 20 м едет по обычным дорогам, то, в отличие от легкового, при поворотах или разворотах у него действует другая геометрия. Любой тягач с полуприцепом такой длины имеет больший радиус разворота, чем легковая машина. Для управления таким тяжеловесом на трассе необходимо особое умение и многолетний опыт, не говоря уже о городских дорогах.
При сложном маневрировании центр тяжести тягача с полуприцепом происходит по условной дуге. В зависимости от особенностей конструкции большегрузного транспортного средства высчитывают максимальные значения радиуса и диаметра разворота автопоезда. В соответствии с действующими европейскими нормами, если еврофура имеет длину 16 м, то радиус поворота такой сцепки составит минимум 9,7 м. Соответственно, фура-большегруз, имеющая длину 20 м, сможет вписаться только в радиус разворота не менее 12,1 м. Когда разрабатывают подъездные пути к складским терминалам для погрузочно-разгрузочных работ крупнотоннажных тягачей с прицепами, необходимо учитывать данные параметры.
Согласно стандартам, длина грузовиков с прицепом ограничена из-за строгих требований к радиусу разворота, геометрии разворота на трассе и в городской застройке. Если фура в составе тягача с полуприцепом, то длина полуприцепа не должна превышать 12 м (ССУ–корма) и 2,1 м до переднего бампера
Табличные данные и картинки взяты из журнала «Young Scientist» #7.2 April 2016